Будапешт (венг. Budapest — столица Венгрии.)
В 1873 году города Пешт, на восточной стороне реки Дунай, Буда и Обуда, оба на западной стороне реки, объединились в город Будапешт.
В I веке до н. э. на месте Будапешта существовало кельтское поселение Ак-Инк, которое было торговым и ремесленным центром. После прихода римлян в 89 году н. э. территория была включена в римскую провинцию Паннония. В 106 Ак-Инк переименовали в Аквинкум и сделали административным центром. В городе размещался римский гарнизон и насчитывалось около 20 тыс. жителей. До настоящего времени сохранился археологический парк: развалины общественных зданий, частные дома и акведук. До IV века Аквинкум был столицей провинции Нижняя Паннония. В городе стоял римский легион Legio II Adiutrix.
К 450 году римляне были вытеснены остготами и гуннами, и Паннония стала центром гуннской империи.
Современный Пешт назывался Contra Aquincum (Против Аквинкума) и был небольшим населённым пунктом. Слово «Пешт» или «Пешта» происходит из булгарского (тюркского) языка.[источник не указан 152 дня]Город был основан во времена хана Крума (796—814 гг.).[источник не указан 152 дня]
Затем на месте современного Будапешта проживали славянские племена и авары.
Примерно в 895 году на Дунай пришли венгерские племена, Аквинкум был переименован в Буду (позднее в Обуду — Старую Буду) и стал первым политическим центром Венгрии. Столетием позже было провозглашено Венгерское государство.
В XII веке.[источник не указан 152 дня]возникли поселения на левом берегу Дуная — Пеште. В городе появились переселенцы из Германии и Франции.
В результате монгольского нашествия в 1241 Буда и Пешт были разорены. После этого в 1247 году король Бела IV на Крепостной горе выстроил укреплённый королевский замок — Буду. В 1361 Буда была провозглашена столицей Венгерского королевства.
В 1473 году в городе была отпечатана первая венгерская книга.
В 1541 году Буда и Пешт были оккупированы турками. Начался упадок города и уменьшение его населения. В Буде находилась резиденция турецкого паши, город был столицей вилайета. Только в 1686 Будайскую крепость удалось взять штурмом после почти 40 дней осады. Город был освобождён австрийскими войсками под руководством Евгения Савойского из под власти Османской империи и присоединен к владениям Габсбургов. В XVIII веке началось бурное развитие Пешта как торгового центра. К 1800 население Пешта превышало население Буды и Обуды, вместе взятых. В следующем веке население Пешта выросло в 20 раз и составляло 600 тыс. человек, в то время как население Буды и Обуды выросло лишь в 5 раз. Объединение трёх городов впервые было предпринято во время революции 1848—1849 гг. Однако реставрация Габсбургов после поражения революции вновь повлекла разделение. Окончательное объединение трёх городов в один под названием Будапешт произошло 17 ноября 1873 после образования отдельного венгерского королевского правительства (Австро-Венгерский компромисс). Город начал бурно развиваться. В 1896 году в Будапеште прошло широкомасштабное празднование 1000-летия обретения венграми Родины. В 1900 население объединённого города составляло 730 тыс. человек.
В середине XIX века начали развиваться венгерские железные дороги. От Буды и Пешта линии расходились по всем направлениям — к Северной Европе, Вене, на Балканы и Карпаты.
В 1873 улицы города стали освещать электрическими фонарями, в 1887 в городе появились трамваи, в 1885 — городской телефон, а в 1896 — первое метро на европейском континенте.
В 1918 страна была провозглашена республикой, в 1919 — Советской Республикой. Затем к власти в Венгрии пришёл адмирал Миклош Хорти, объявленный регентом. В начале XX века основной прирост населения происходил в пригородах, таких как Уйпешт и Кишпешт. К 1930 году население города составляло около 1 млн человек, а население пригородов — около 400 тыс. После отстранения Хорти от власти, в марте 1944 Будапешт был оккупирован германскими войсками. Позже город осадила Красная армия, осада продолжалась 102 дня, центральные районы города в ходе боев превратились в руины. 13 февраля 1945 Будапешт был взят штурмом, были уничтожены все мосты и четверть всех строений. Около 38 000 чел. погибло в этой битве. Большая часть еврейского населения Будапешта (250 тыс. чел. до оккупации) была уничтожена во время холокоста. Известна история шведского дипломата Рауля Валенберга, спасшего в Будапеште множество евреев.
В послевоенное время, 1 января 1950 площадь города была существенно расширена. Был образован Большой Будапешт. Восстановление города продолжалось в 1950—1960 гг. Во время восстания в октябре 1956 в Венгрию были введены советские войска, остававшиеся там до падения коммунистического режима.
Воздушный транспорт
Будапештский международный аэропорт Ферихедь имеет 3 пассажирских терминала. Аэропорт расположен к востоку от XVIII района. Аэропорт был открыт 7 мая 1950 года. Вначале длина взлётной полосы составляла 2500 м, а в 1961 была увеличена до 3010 м. В 1985 был открыт новый терминал и построена вторая взлётная полоса длиной 3706 м. Венгерская авиакомпания «Малев» (Malév) в 2003 г. начала менять свой воздушный флот.
Наземный транспорт
Автотранспорт
В Будапешт ведут основные автомагистрали Венгрии. Из четырёх автострад и четырёх автодорог (кроме восьмой) семь начинаются в Будапеште. Дорожные знаки совпадают с дорожными знаками во всех других странах ЕС. Междугородные автобусы прибывают на автовокзал «Неплигет», к мосту Арпада и на площадь Этеле в Буде. Между 1990 и 1994 годами было произведено переименование городских улиц, были возвращены имена, существовавшие с конца XIX века. В период коммунистического режима многие улицы имели идеологизированные названия.
Городской общественный транспорт
В основном, общественный транспорт Будапешта принадлежит компании BKV. Сеть общественного движения состоит из 180 автобусных маршрутов, 14 троллейбусных, 29 трамвайных и трёх линий метро. Все линии метро пересекаются на станции «Деак Ференц тер». Будапештское метро является старейшим на Европейском континенте. Первая линия была проложена под проспектом Андраши от площади Вёрёшмарти до Площади Героев. Эта линия функционирует и в настоящее время (жёлтая линия — Площадь Вёрёшмарти — проспект Мехико). По линии ходят поезда, стилизованные под старину. На других линиях используются поезда российского производства (Мытищинского завода). В настоящее время проводится строительство четвёртой линии метро, по предварительным планам первые поезда по ней пойдут в 2010 году.
Схема линий будапештского метрополитена
Трамвайные линии в Будапеште являются самыми загруженными в мире. Интервал в час пик составляет 60 — 90 сек.
В Будапеште используются самые длинные трамваи в мире — сочленённые низкопольные трамваи типа Combino Supra. Длина одного такого трамвая — 53,9 метров. Всего было заказано сорок таких трамваев.
Специальный транспорт включает фуникулёр, зубчатую железную дорогу и детскую железную дорогу. Будайский фуникулёр поднимается от подножия холма, от площади Адама Кларка у Цепного моста до крепости. Длина пути — 100 м. Разница в высоте между нижней и верхней станцией составляет 48 м. Фуникулёр был построен по инициативе графа Эдена Сечени и сдан в эксплуатацию 2 мая 1870 г. Вначале вагоны приводились в движение паровым двигателем.
Железная дорога
Железнодорожные перевозки осуществляются, в основном, Венгерскими государственными железными дорогами (MÁV). В Будапеште расположены три железнодорожных вокзала: Восточный вокзал «Келети» (венг. Keleti pályaudvar), Западный вокзал «Нюгати» (венг. Nyugati pályaudvar) и Южный вокзал «Дели» (венг. Déli pályaudvar). Здание вокзала «Нюгати» построено по проекту Густава Эйфеля. Будапешт являлся одной из главных станций Восточного экспресса. Кроме того, существуют пригородные поезда HÉV.
Водный транспорт
Через Будапешт протекает Дунай — одна из основных водных артерий Европы. По реке осуществляется навигация. На острове Чепель расположен торговый порт.
В самом Будапеште развит прогулочный водный транспорт. Довольно распространены речные трамвайчики типа «Москва» советского производства.
Основные достопримечательности Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 400
рус. • англ. • фр.
Достопримечательности Будапешта на берегу Дуная, Будайская крепость и проспект Андраши включены в список мирового наследия Юнеско.
(Достопримечательности сгруппированы по их местоположению)
Проспект Андраши (Andrássy út).
Проспект Андраши является наиболее представительной улицей Будапешта. Он соединяет Площадь Эржебет (Erzsébet tér) с площадью Героев (Hősök tere) и с городским парком; на проспекте много зданий в стиле неоренессанс, одним из самых ярких примеров которого является Оперный театр, который был построен по проекту архитектора Миклоша Ибла и открыт в 1884 г. Строительство проспекта было начато в 1872 г. и было завершено, в основном, к 1884 г. В 1885 г. проспект был назван именем премьер-министра Дьюлы Андраши. Проспект внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Основные достопримечательности проспекта Андраши
- Музей почты
- Венгерская государственная опера
- Дом Дрешлера
- Площадь Ференца Листа
- Площадь Мора Йокаи (Jókai Mór tér)
- Площадь Октогон
- Дом террора — музей, посвящённый сравнению двух тоталитарных режимов — фашистского и коммунистического
- Мемориал Ференца Листа и старая Консерватория
- Мемориальный дом Золтана Кодаи
- Театр кукол
- Старый дворец искусства
- Венгерский университет изобразительных искусств
- Музей искусства Азии
- Площадь героев (Hősök tere)
- Армянская католическая церковь